четверг, 1 октября 2015 г.

Стихи Бесика Харанаули

Бесик Харанаули - грузинский поэт. Все, что мне удалось найти о нем - это то, что родился он в 1939 году, является лауреатом премии им. Шота Руставели, а в 2010 году был номинирован на Нобелевскую премию по литературе от Швейцарии. Но все это не имеет никакого значения, когда читаешь его стихи. Правдивые, необычные, манерные, напоминающие дождливый осенний дождь, его маленькие шедевры несут в себе ту самую грузинскую мудрость, гордость, неторопливость и терпеливость, что всегда поражала меня. Я уверена, что ничего подобного этим стихам вы не читали.

Любовь

Нынче ночью я приходил к тебе,
но тебя не было дома,
и дома твоего не было в городе,
и города такого
не было на земле.


***
Хлопнули дверью,
ушли,
защемили в дверях мой взор,
устремленный им вслед.
Перерезали луч.
И оставили здесь
грустное лицо человека,
обрамленное далекими воспоминаниями.
Забрали бы уж и его.
Опустошенное,
к чему оно мне теперь!

***
О если бы я мог, как прежде,
Побыть с самим собой наедине!..
Зачем я лицами заполнил эти стены!..
Я в доме собственном как бы случайный гость
И чувствую, что здесь не я хозяин.

***
Мне также не забыть
то место, где тебя я увидал,
как волку не забыть
ту пядь земли, где грянут меткий выстрел.

***
Ты только будь.
Предоставь остальное жизни.
И без тебя
дверь твоя будет скрипеть.
Если кого-нибудь ждешь,
тысячу раз ты услышишь
шум долгожданных шагов.
Если доймет одиночество,
выйди из дому -
тысячу раз ты услышишь,
как окликают тебя.
если тоскуешь по женщине,
жди - она отыщет тебя.
Ты только будь.
Предоставь остальное жизни.

***
Я закрою глаза
и усну сладким сном,
потому что возьму тебя в плен моих снов,
веки сомкну осторожно...
А наутро
слезы мои отопрут тебе двери...
И ты улетишь...


***
Есть минуты,
когда среди ночи
ты вдруг слышишь какие-то звуки...
И теряешься,
не можешь понять,
что они напоминают:
то ли цокот копыт,
в память впечатанный с детства,
или страх, когда деревья
шумят листвой,
стук женских каблуков
и мучения студенческих лет.
Есть минуты,
когда среди ночи
ты вдруг слышишь
какие-то звуки...
И лишь позднее
с трудом понимаешь –
это бьется сердце Земли.

Невысказанность

Между нашими двумя домами
возвышалась чинара,
и от ранней весны
до поздней осени
густая листва ее закрывала
твои окна от моих.

И поэтому
на каждом листе,
что срывались с дерева
минувшей зимой,
я писал тебе
безмолвные письма.

Неизбежность

Что есть талант -
если его не обнести оградой?
Что такое ограда -
если ее не построит терпенье?
Что такое терпенье?
Спросите об этом
Каждый день и каждую ночь.

Парафраз

Опишет вселенную тот,
кто себя самого опишет,

кто для глубин земных
и для выси небесной,
для высочайших вершин
и для пшеничного зернышка

выберет одну и ту же меру:
самого себя.




Даже одно коротенькое стихотворение, прочитанное в нужный момент, способно перевернуть твою жизнь.
Фея. 

2 комментария:

  1. Бесик Харанаули Спасибо! С любовью

    ОтветитьУдалить
  2. Бесик, спасибо! Необыкновенно музыкально, нервно, очень красиво! Думаю, Вы многим в душу заглянули...

    ОтветитьУдалить